Кулисные новости: Shimano Exage 3000SFD

В 2013-м году на выставке в Осаке была представлена новая катушка Shimano 13’Nasci. Ротор остался прежним, вес катушки тоже, исчез бесконечный винт, странного вида корпус… Какие выгоды рыболовам принесла новая катушка, не очень понятно. И большинство следящих за новинками рыболовного рынка сошлись во мнении, что Nasci понизили в классе до недорогих катушек семейства «Р3/Р4». При этом цена даже выросла, что также никого не обрадовало. Впрочем, опыт эксплуатации показал, что катушка получилась неплохая. Приятная в обращении, с легким и гладким ходом, надежная. Вот только прежняя Nasci имела бесконечный винт, что роднило ее с дорогими катушками Shimano. Здесь же вместо бесконечника кулиса…

Но мой рассказ не о Nasci. Вернее, не совсем о ней. Вслед за японским модельным рядом обновилась европейская линейка катушек Shimano, и в обновленной Exage FD безошибочно угадывается та самая 13’Nasci. А это значит, что Exage FD получила совершенно новый корпус и новый механизм. И если в случае с Nasci на лицо понижение класса катушки, то в случае с Exage, пожалуй, следует говорить о повышении. Причем, за прежние деньги. Катушка Exage является одной из самых популярных катушек Shimano - уже продано более 1 000 000 экземпляров. Очередное ее обновление мы и рассмотрим.

Для испытаний была выбрана Exage 3000SFD. Фактически, это та же 2500FD, но со шпулей меньшей лесоемкости, что немного удобнее при использовании современных плетеных лесок. Я намотал шнур #1.0 по японской классификации, под 150 метров все равно понадобилось подмотать 100 метров мононити диаметром 0,2мм. Путем изъятия самой тонкой регулировочной шайбы из подшпульного узла был получен так называемый «обратный конус». Намотка мне понравилась, и больше я к ней не возвращался.

Фото1






Здесь уместно прокомментировать известную фотографию из рекламных материалов компании .

Фото1







Леску можно и так намотать. Но шнур, особенно тонкий, лучше наматывать не выше начала скоса на бортике шпули.

Первое, что обращает на себя внимание – дизайн катушки. Неоднозначно, мягко говоря. Словно от корпуса отрезали кусок. Но цветовое решение, напоминающее Ультегры и магниевые Твины середины прошлого десятилетия, несколько сглаживает впечатление. Однако и о форме, и о цвете забываешь, стоит взять катушку в руки. Во-первых, она довольно легкая. Вес всего 250гр., что очень и очень немного для такой недорогой катушки. Та же 13’Nasci на 20 граммов тяжелее. Во-вторых, катушка неожиданно крепко сбита, люфтов практически нет. В третьих, у катушки легкий и гладкий ход. Причем, ход хороший не для этой ценовой категории, а по любым меркам. И вот тут становится действительно интересно. Открыв катушку для проверки, внутри я обнаружил полный порядок. Смазана достаточно, собрана хорошо и чисто. Конечно, из любопытства я всё разобрал, и пришлось смазывать заново. Но никакой нужды в этом не было. Добавив один подшипник, о чем будет сказано ниже, я собрал катушку и приступил к испытаниям, которые продлились до конца сезона. В общей сложности, «пробег» составил около 30-ти полноценных рыбалок, что совсем не мало. Рыбой эта осень радовала, в том числе трофейной. За это время катушка не подвела ни разу. Наоборот, удивляла отличной работой .

Фото1 У меня так и не возникло желания поставить на свои спиннинги другую катушку, хотя в арсенале есть модельки куда дороже. В основном, ловил джиговыми приманками весом от 10гр., и до 25гр. Нередко дергал воблеры, обычно Orbit80 и Rigge70. Сезон закончился, теперь можно разобрать и рассмотреть устройство катушки. Итак.








Ручка катушки не изменилась - хорошей формы, плечо 50мм .

Фото1





Соединяется с катушкой посредством четырехгранника, вставляемого в вал ведущей шестерни. На валу имеются торцевые зубья, а в ручке ответные пазы, что сводит к минимуму люфт узла. Кноб удобной формы, из не липкого на ощупь материала. Все бы хорошо, но, как и раньше, есть недостаток. Кноб ручки выполнен несъемным, что затрудняет чистку и смазку.

Гайка шпули легкая, аккуратная, шнур не цепляется, регулировать тормозное усилие удобно. Защитной манжеты, предохраняющей фрикцион от попадания мусора, нет - не положено по классу. По сохранившейся только на европейском рынке традиции, шпули в комплекте две - основная и запасная. Они почти одинаковы, отличаются лишь покраской. Имеется скошенный бортик, предназначенный захватывать летящие мимо шпули витки лески. Вес шпули 53гр., это не мало. Однако более легкие шпули, опять же, не положены катушке по классу (у той же 13Nasci шпули еще тяжелее). Лесоемкость шпуль – 140 метров монолески диаметром 0,25мм. Фрикционный тормоз привычный для катушек Shimano, состоит из трех пропитанных смазкой мягких прокладок и трех металлических дисков. Проверенная и хорошо себя зарекомендовавшая конструкция с тормозным усилием 3 кг.

Фото1






Подшпульный узел простой, имеется лишь шестеренка трещетки и шайбы, с помощью которых регулируется профиль намотки на шпуле.

Фото1






Точно так же устроен подшпульный узел и в следующем, более дорогом классе катушек Shimano – европейской «Technium», японской «Ultegra» и американской «Stradic». Никаких претензий к работе фрикционного тормоза не возникло. Это особенно важно, когда шнур тонкий, а основной объект ловли – привыкшая к сильному течению, бойкая и не мелкая рыба.

Фото1
Фото1












Ротор катушки изготовлен из пластмассы, теперь это некий «новый композитный материал XGT7». Но сам ротор известен давно, почти такой же ротор стоял на легендарной 06TwinPowerMg. Это отлично сбалансированная, легкая и просто красивая конструкция .

Фото1








Вес ротора в сборе всего 46 грамм! Для сравнения, соразмерный углепластиковый ротор куда более дорогой Rarenium CI4 2500 всего на 2 грамма легче. Легкий ротор – это легкий старт вращения и высокая чувствительность снасти. В этом смысле катушка существенно выигрывает и у 13’Nasci, и у некоторых более дорогих катушек Shimano, роторы которых имеют другую конструкцию, больший вес и бОльшую инерцию.

Механизм сброса дужки остался таким же, как и в предыдущей модели ExageFC. Состоит из пружины сжатия с пластмассовым элементом и металлического толкателя. Элементы механизма, ответственного за характерный щелчок при открытии дужки, отсутствуют.

Фото1









Дужка лесоукладывателя стандартная, самая простая. Известна она давно, и с хорошей стороны. Изготовлена из нержавеющей стальной проволоки толщиной 1,5мм., пластмассовых элементов не имеет. Такая же дужка стояла и на ExageFC, и на прежней 10 Nasci. А вот 13Nasci имеет уже другую конструкцию дужки, «вилочную». Насколько хороша эта новая дужка, пока говорить рано. Но о чем можно сказать со всей определенностью – закрывайте дужку рукой, одновременно укладывая шнур на ролик. При любой конструкции дужки лучше не пользоваться автосбросом.

Ролик лесоукладывателя имеет сложный профиль, вращается на отличном японском подшипнике размера 4х7х2,5 мм., установленном в пластмассовую обойму. Здесь также ничего нового . Заметим, что у катушки 13 Nasci подшипник в ролике отсутствует.

Фото1





Под ротором находится стандартная «симановская» обгонная муфта, состоящая из шести коротких подпружиненных роликов, заключенных в пластмассовый дискообразный корпус.

Фото1






Точно такая же стояла на прошлой модели ExageFC. Некоторый дискомфорт может вызвать разве что переключение режимов ее работы, поскольку расположенный снизу катушки рычажок маленький и неудобный .

Фото1







Зато он не цепляется за одежду. Честно говоря, лично я им не пользуюсь и не вижу в нем надобности. Чтоб отпустить леску, удобнее и быстрее просто открыть дужку.

Фото1









Корпус катушки пластмассовый, из того же нового материала «XGT7», что и ротор. Как было сказано выше, к прежней модели ExageFC этот корпус не имеет никакого отношения. Это новая конструкция, опробованная на американском рынке (модель Symetre FL), затем на японском (модель 13Nasci), и вот появившаяся на европейском. Можно долго спорить об эстетической стороне вопроса, но главное – корпус стал легче, компактнее и жестче. Иначе говоря, технически совершеннее.

Содержимое корпуса так же претерпело заметные изменения к лучшему. Особого внимания заслуживает главная пара шестеренок.

Фото1






В первую очередь, колесо ведущей шестерни стало крупнее, чем у прежней модели - сравните .

Фото1






Его диаметр теперь 29,2 мм. Колеса такого размера стояли во многих 4000-х катушках прежних лет, так что для типоразмера 2500 это очень крупная шестерня. Отлита она из цинк-алюминиевого сплава, одной деталью с валом и малой шестерней, видны следы механической обработкой. Заметим, что аналогичные по материалу и качеству обработки шестерни стоят и в более дорогих катушках (Ultegra, Technium, Biomaster). Нарезаны 35 крупных зубьев, ширина венца 2,7мм. Вращается шестерня на двух закрытых шарикоподшипниках – справа 7х11х3 мм., слева 7х13х4мм.

Ведомая шестерня изготовлена из желтого металла, семизаходная. Таким образом, передаточное число катушки - 5:1. Качество изготовления высокое. Если раньше в катушках этой серии стояла недорогая ведомая, то сейчас качество ее изготовления и стоимость сравнялись с дорогими моделями катушек фирмы Shimano. Вращается ведомая на установленном впереди крупном закрытом подшипнике 7х14х5мм., и установленной сзади пластмассовой втулке .

Фото1





Именно эта втулка не позволяет катушке полностью соответствовать концепции X-Ship – вспомним, что катушка 13Nasci, имеющая такой же корпус и механизм, этой концепции соответствует. По немного странному «закону сохранения подшипников», давно замеченному за фирмой Shimano, катушкам этого класса положено только четыре подшипника, и ни шариком больше. Три из них расположены на осях, остается один. В 13Nasci он установлен в задней опоре, как элемент концепции X-Ship. Поэтому в ролике подшипника не хватило. А в ExageFD этот подшипник установлен в ролике. Задней же опоре досталась втулка – вот и нет обязательного элемента концепции X-Ship. Тут, на мой взгляд, кроется еще одно преимущество ExageFD перед 13Nasci. Сама по себе эта втулка является привычным решением, ведь несколько поколений катушек Shimano имели такую конструкцию, включая самые дорогие. А вот подшипник в ролике – момент довольно важный, напрямую влияющий на сохранность шнура. И еще - человеку с «прямыми руками» не составит никакой сложности установить этот подшипник в заднюю опору, его размер 5х8х2,5мм. Установить подшипник в ролик 13Nasci существенно сложнее.

Фото1






Система подачи шпули тоже изменилась и получила название «Varispeed II» .

Фото1






Ушли в прошлое «квадратные» шестерни, а неравномерность возвратно-поступательного движения обеспечивается только сложной формы пазом каретки.

Фото1




Малая шестерня на валу ведущей вращает паразитку, которая приводит в движение каретку с закрепленным в ней стальным штоком. Диаметр штока прежний, 4мм. Каретка получила направляющий стержень из стали, это шаг вперед в сравнении с прежней опорой каретки на корпус. В общем, механизм стал совершеннее. Вот бы еще и паразитка вращалась на подшипнике, было бы совсем хорошо. Но в соответствии с «законом сохранения подшипников» паразитка по-прежнему вращается просто на выступе корпуса. Впрочем, как показывает практика, ничего страшного в этом нет, ресурс работы у такого механизма велик.

Вот, собственно, и всё относительно устройства этой катушки. По-видимому, в настоящий момент это одно из лучших в своей цене предложений на рынке, если не лучшее. Производитель позиционирует катушку, как универсальное решение для самых разных видов лова. Пожалуй, так оно и есть. И для ловли спиннингом в заброс катушка отлично подходит. Диапазон весов приманок, на мой взгляд, от 2-3гр., и примерно до 20гр. Диапазон шнуров – от #0.6 до #1.2 по японской классификации. Небольшой собственный вес катушки, хорошая чувствительность, легкий и плавный ход делают ее пригодной и для деликатной ловли мелкими приманками – например, окуня .

Фото1















Кстати, маленький секрет: есть способ сделать катушку еще на 15 граммов легче. Можно установить пластмассовую шпулю из комплекта поставки катушки Shimano Catana .

Фото1







В заключении хочу сказать, что к какому спиннингу вы не подбирали бы катушку - недорогому или эксклюзивному ручной сборки, - Shimano Exage FD будет очень неплохим вариантом. Вес этой катушки и качество ее работы вполне соответствуют довольно высоким требованиям. И это хорошие новости, Exage определенно стал лучше.

Незабываемых вам рыбалок!

Логин
Пароль
Логин
Пароль
Повторить пароль
Имя
Название компании
Контактный телефон
E-mail
Все поля обязательны!